На рудных карьерах для доставки материалов и
оборудования применяют думпкары, гондолы, хопперы и грузовые платформы.
Наиболее распространенным типом вагона для
транспортирования руды и породы является думпкар (рис. 21.1), разгружаемый с
помощью пневмоцилиндров, обеспечивающих наклон кузова под углом 45° с
одновременным подниманием борта. Можно производить поочередную разгрузку
каждого вагона или одновременную всего состава. Отечественной промышленностью
выпускаются думпкары (вагоны саморазгружающиеся) типа ВС грузоподъемностью 50,
60, 85, 105 и 180 т с числом осей 4, 6 и 8. Коэффициент тары думпкара
0,48—0,38.
Рис. 21.1. Думпкар грузоподъемностью 105 т: 1 — кузов; 2 — рама; 3 —
цилиндр опрокидывания кузова; 4 — ходовая тележка; 5 — авто-сцепка
Полувагон-гондола имеет вертикальные стенки и
горизонтальный пол с откидывающимися вниз люками, которые при открывании
запорного механизма образуют две наклонные плоскости. По ним горная масса
выгружается по обе стороны рельсового пути. Грузоподъемность гондол 63, 94 и
125 т.
На рудных карьерах в качестве локомотивов
применяют, в основном, электровозы и тепловозы.
Наиболее прогрессивной является электровозная
тяга, позволяющая повысить в 2—3 раза полезную массу поездов, снизить в 1,5—2
раза себестоимость транспортирования, преодолевать подъемы до 45—80‰ Недостаток
электровозной тяги — необходимость устройства контактной сети, перемещаемой
вместе с временными рельсовыми путями.
Электровозный транспорт питается от сети
постоянного тока напряжением 1500 и 3000 В и однофазного переменного тока
промышленной частоты напряжением 10 кВ.
Контактную сеть электровозного транспорта на
стационарных рельсовых путях монтируют на металлических или железо-бетонных
опорах, а на временных путях — на металлических бесфундаментных опорах,
связанных с рельсовым путем и перемещаемых совместно с ним, и на деревянных
отдельно стоящих опорах. Контактный провод временных рельсовых путей подвешивают
сбоку, чтобы не затруднять загрузку вагонов экскаватором.
На отечественных рудных карьерах применяют
электровозы и тяговые агрегаты, состоящие из нескольких электровозных секций и
моторных думпкаров. Сцепной вес современных контактных электровозов 1500—1800
кН, тяговых агрегатов—до 3600 кН, мощность соответственно 2000—2500 кВт и 6500
кВт.
Кроме контактных электровозов существуют
контактно-дизельные и контактно-аккумуляторные электровозы, однако в
отечественной практике применяют только контактно-дизельные электровозы,
которые на постоянных путях питаются от контактной сети, а на временных путях
перемещаются с помощью дизельного двигателя.
Разновидностью подвижного состава
электровозной тяги являются моторные думпкары, оборудованные тяговыми
двигателями, управление которыми осуществляется из кабины электровоза.
Благодаря применению моторных думпкаров (обычно 1 или 2 в составе) и одно- или
двухсекционного электровоза увеличивается общий сцепной вес тягового агрегата
за счет находящегося в думпкарах транспортируемого груза, появляется
возможность повышения уклонов путей выездных траншей до 60—80‰ и грузоподъемности
состава. Грузоподъемность современных моторных думпкаров составляет 45—55 т.
Рис. 21.2. Тяговый агрегат ПЭ2М
Наиболее распространенный на рудных карьерах
тяговый агрегат постоянного тока типа ПЭ2М (рис. 21.2) включает в себя
электровоз и два моторных думпкара с общим сцепным весом 3680 кН. Суммарная
мощность двигателей 5190 кВт.