Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог файлов
Самоходные транспортные машины
| 03.02.2012, 00:41 |
К самоходным транспортным машинам для
подземной разработки полезных ископаемых относятся автосамосвалы, самоходные
вагоны и средства вспомогательного транспорта.
Автосамосвалы, используемые для
транспортирования горной массы, оборудованы дизельным или электрическим
приводом и опрокидным кузовом.
Таблица 5.4
Технические
характеристики подземных автосамосвалов отечественных и зарубежных подземных
автосамосвалов
Фирма-изготовитель (страна)
Модель машины
Грузоподъемность, т
Мощность привода, кВт
Скорость максимальная, км/ч
Габариты, мм
Масса, т
длина
ширина
высота
(СССР)
МоАЗ-7405-9586
22
140
40
8610
2850
2630
19,5
«Кируна Трак» (Швеция)
К-162
119
36
7420
3025
2250
14
К-500
42
360
11320
4900
3920
38
Троллейвоз
50
2×230
47
-
-
-
35
«ГХХ Штеркраде» (Германия)
МК-12
12
66
35-40
8200
1839
2000
12,4
МК-20
20
170
9200
3000
21,5
МК-40
40
323
11650
3565
2550
38
«Вагнер» (США)
МТ-425
25
192
32
8534
4048
2083
23,8
МТ-440
40
282
25
11100
3450
2440
38,5
АНФ (Франция)
-
25
140
30
8500
2850
2230
17,2
«Блоу Нокс» (Франция)
30МС25
40
220
50
9500
3400
-
25
АРА (Финляндия)
Торо-35Д
32
240
23
9785
3000
2430
25,5
Отличительная особенность самоходных вагонов —
конструкция кузова, в днище которого встроен скребковый конвейер. Привод
самоходного вагона обычно электрический с питанием по кабелю.
Подземный автосамосвал (см. рис. 4.4, а) состоит из тягача и полуприцепа,
соединенных между собой двойным шарниром, допускающим поворот тягача относительно
полуприцепа на 45°' в обе стороны и прохождение кривых радиусом 7—8 м.
Отечественной промышленностью серийно
выпускается подземный автосамосвал МоАЗ-7405-9586 грузоподъемностью 22 т (табл.
5.4). Колесная формула автосамосвала 4x2 (первая-цифра указывает общее число
колес, вторая — число приводных колес). Дизельный двигатель мощностью 140 кВт
снабжен каталитической и жидкостной системами очистки отработавших, газов.
Гидромеханическая трансмиссия выполнена с автоматической блокировкой
гидротрансформатора, т. е. при заблокированном гидротрансформаторе передача
работает как обычная механическая, при этом КПД передачи повышается.
Автоматическое включение блокировки осуществляется в зависимости от частоты
вращения коленчатого вала двигателя при изменении дорожных условий.
Гидромеханическая реверсивная коробка передач обеспечивает четыре скорости движения
вперед и четыре — назад, что позволяет использовать автосамосвал при движении
по челноковой схеме.
Автосамосвал оборудован рабочей, стояночной и
вспомогательной тормозными системами с пневматическим приводом. Рабочая
тормозная система имеет раздельный двухконтурный привод на переднюю и заднюю
оси, а стояночный тормоз — пневматический привод с пружинным энергоаккумулятором.
Вспомогательная тормозная система, включающая в себя лопастной тормоз-заместитель
гидродинамического типа и электрогидравлический привод, обеспечивает поддержание
постоянной скорости движения автосамосвала на затяжных спусках без применения рабочей
тормозной системы.
Рулевое управление выполнено с
гидроусилителем. Кузов автосамосвала опрокидывается назад под углом до 60° с
помощью телескопических трехзвенных гидроцилиндров. Гидравлические амортизаторы
рессорной подвески автосамосвала и подрессоренное сиденье водителя с гидроамортизатором
обеспечивают плавность хода и комфортные условия работы водителя.
Разработан опытный образец автосамосвала марки
МоАЗ грузоподъемностью 35 т.
За рубежом производство подземных
автосамосвалов (см. табл. 5.4) осуществляют фирмы: «Кируна Трак» (Швеция) —
выпускает две основные модели соответственно грузоподъемностью 22 и 42 т; «ГХХ
Штеркраде» (Германия) — выпускает автосамосвалы грузоподъемностью от 3,5 до 55
т; «Вагнер» (США) — выпускает автосамосвалы грузоподъемностью от 18 до 40 т с
опрокидным кузовом и телескопической выдвигающейся частью кузова (по сравнению
с машинами с опрокидным кузовом они имеют больший коэффициент тары, но
обеспечивают меньшую высоту разгрузки); АНФ и «Блоу Нокс» (Франция), «Джарвис
Кларк» (Канада) и другие — выпускают автосамосвалы грузоподъемностью от 10 до
50 т.
Наиболее современная конструкция автосамосвала
— модель Торо-35Д фирмы АРА (Финляндия) с колесной формулой 4X4. В нем
использован 12-цилиндровый дизельный двигатель с турбонагнетателем и
промежуточным охлаждением. Гидромеханическая трансмиссия с блокировкой
гидротрансформатора крутящего момента и полностью закрытые многодисковые
тормоза мокрого трения с электрическим замедлителем обеспечивают высокую
безопасность эксплуатации автосамосвала.
В последнее десятилетие за рубежом разработаны
и эксплуатируются дизель-троллейвозы и троллейно-аккумуляторные автосамосвалы.
Дизель-троллейвозы снабжены дизельным и электрическим приводами: при движении
по выработкам автосамосвал перемещается с помощью электропривода, питаемого от
подвешенного к кровле выработки троллея, а при подходе к месту разгрузки или к
забою при перемещении на короткие расстояния — с помощью дизельного двигателя.
Фирма «Кируна Трак» (Швеция) разработала
троллейно-аккумуляторный подземный автосамосвал грузоподъемностью .50 т. При
движении в забое, в местах погрузки — разгрузки автосамосвал отключается от
троллея, после чего электроэнергия .автоматически подается от аккумулятора к
тяговым электродвигателям, встроенным во все колеса машины. Аккумулятор
емкостью 158 А/ч, состоящий из 14 батарей, расположен на раме машины в отсеке
между передними колесами. От энергии аккумулятора автосамосвал с грузом 50 т
может перемещаться по горизонтальной выработке длиной до 100 м, а в аварийных
ситуациях — до 1—2 км. Подзарядка аккумулятора до восстановления его номинальной
емкости осуществляется от троллея во время движения или на стоянке в течение
15—20 мин. Гарантийный срок работы аккумулятора составляет 3—5 лет.
На троллейно-аккумуляторном автосамосвале
установлен компьютер, с помощью которого осуществляется контроль и
регулирование основных узлов электросхемы, контроль подачи электроэнергии,
заряжания аккумулятора, скорости движения и электрического торможения машины.
Отечественные самоходные вагоны типа ВС
согласно типажному ряду имеют грузоподъемность 5, 10, 15, 20 и 25 т.
Воронежским заводом горно-обогатительного оборудования серийно выпускается
вагон шахтный самоходный 5ВС-15М, который применяется, в основном, при камерной
системе разработки калийных руд в комплексе с проходческо-добычным комбайном и
бункер-перегружателем (рис. 5.9, а).
Последний предназначен для аккумулирования руды и обеспечения безостановочной
работы комбайна в процессе челнокового движения самоходного вагона. Ввиду
интенсивного износа кузова и донного конвейера самоходные вагоны не получили
распространения на доставке крепких и абразивных руд.
Самоходный вагон 5ВС-15М (рис. 5.9, б) состоит из самоходного шасси со всеми
ведущими и управляемыми колесами, электропривода бортовых колес, кузова с
донным скребковым конвейером, электропривода конвейера и системы управления.
Питание вагона с электроприводом
осуществляется по гибкому кабелю длиною до 200 м, наматываемому на кабельный
барабан с кабелеукладчиком, что позволяет перемещать вагон на расстояние до 400
м (по 200 м в каждую сторону от точки закрепления кабеля).
Рис. 5.9. Самоходный шахтный вагон 5ВС-15М: а — в забое при добыче шахтных руд (1 — проходческо-добычной комбайн; 2 — бункер-перегружатель;
3 — самоходный вагон; 4 — перегружатель; 5 — скребковый
конвейер); б— общий вид вагона (1
— кузов; 2 — скребковый донный конвейер; 3 — самоходное шасси; 4 — электропривод самоходного шасси; 5
— кабельный барабан; 6 — кабина)
В самоходном четырехколесном шасси на
пневмошинах каждая бортовая пара колес имеет самостоятельный привод, включающий
в себя электродвигатель, редуктор и карданные валы на каждое колесо. Питание
электродвигателя привода осуществляется переменным током. На вагонах применяют
асинхронные трехскоростные двигатели с повышенным скольжением (до 12—14%), что
обеспечивает три скорости движения вагона вперед и назад.
Рулевое управление вагона выполнено с
гидроусилителем. Поворот всех четырех колес осуществляется с помощью
гидроцилиндров, воздействующих на управляемые колеса через систему рычагов и
тяг. Вагон оснащен тремя тормозными системами — рабочей гидравлической,
аварийной от гидропневмоаккумулятора и стояночной с механическим приводом.
Донный скребковый конвейер имеет две
пластинчатые цепи. Привод конвейера состоит из двухскоростного электродвигателя
и редуктора с карданным валом. Кузов с донным конвейером установлен на раме
ходовой части шарнирно и поднимается двумя гидроцилиндрами, обеспечивающими
перемещение кузова по высоте и разгрузку на последующие транспортные средства.
Устойчивость вагона и надежное сцепление всех
колес с неровной почвой выработки обеспечивается за счет жесткого крепления
заднего моста и балансирной подвески переднего моста.
Кабина вагона установлена на амортизаторах и
оборудована сидениями, рулевой колонкой, двумя педалями управления движением и
переключения скоростей, педалями тормоза, кранами для включения конвейера и
стояночного тормоза, золотником управления гидроцилиндрами подъема кузова.
Техническая характеристика самоходного
вагона 5ВС-15М
Вместимость кузова, м3:
без дополнительных бортов...... …………………….. 8,6
с бортами..................................... …………………….. 11
Скорость движения без груза на горизонтальном
участке,
км/ч..................................... …………………….. 9
Кабелеемкость
барабана, м.............. …………………….. 200
Время
разгрузки, с............................ …………………….. 83
Высота
разгрузки регулируемая, мм……………………. 450—1465
Максимальный преодолеваемый
уклон, градус………... 15
Скорость движения скребковой
цепи конвейера, м/с….. 0,15; 0,3
Габариты,
мм..................................... …………………….. 8200×2500×1630
Масса, т......................................... ………………………... 15,6
За рубежом самоходные вагоны с электрическим и
дизельным приводом изготовляют фирмы «Зальцгиттер» (Германия) и «Джой» (США).
|
Категория: ТИПЫ И ПАРАМЕТРЫ САМОХОДНЫХ МАШИН
|
Просмотров: 6859 | Загрузок: 208
| Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|