Отечественной промышленностью выпускаются
различные типоразмеры погрузочно-транспортных машин, широко применяемых на
подземных рудных шахтах по добыче горнохимического сырья, руд черных и цветных
металлов. На отечественные погрузочно-транспортные машины введен отраслевой
стандарт, устанавливающий типоразмерный ряд грузоподъемности погрузочно-транспортных
машин с грузонесущим ковшом типа ПД: 2, 3, 5, 8 и 12 т. В обозначениях машин
цифра после букв ПД соответствует грузоподъемности ковша в тоннах (например
ПД-5), буква после цифры указывает модификацию машины (например, ПД-8Б).
В настоящее время серийно выпускаются машины ПД-5А
(Воронежский завод горно-обогатительного оборудования) и ПД-8Б (ПО
«Донецкгормаш»), проходят окончательную доработку погрузочно-транспортные машины ПД-3 и ПД-12 (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Параметры
отечественных погрузочно-транспортных машин
Параметр
ПД-3
ПД-5А
ПД-8Б
ПД-12
Грузоподъемность, т
3
5
8
12
Вместимость ковша, м3:
основного
1,5
2,5
4
6
сменного
1
1,5
3; 4,5
4,5; 8
Мощность привода, кВт
90
118
140
185
Радиус поворота наружный, м
4,7
6,1
8
—
Габариты, мм:
длина
7300
8000
9250
9600
ширина
1600
2200
2500
2500
высота (по кабине)
1840
1850
2350
2500
Наибольшая высота при разгрузке ковша, мм
1600
1800
1700
2400
Масса, т
11
15
24
28
Минимальные размеры выработки (ширина × высота), м
2,6×2,6
2,9×2,8
3,6×2,7
3,5×3
Машины типа ПД оборудованы дизельным двигателем
с водяным охлаждением и комбинированной очисткой отработавших газов, шарнирно
сочлененной рамой, гидромеханической трансмиссией, обоими ведущими мостами,
тормозной системой, гидравлическим управлением машиной и ковшом. Машины имеют
высокую маневренность, большое тяговое усилие, способны преодолевать уклоны с
подъемом до 18°, захватывать и транспортировать скальную абразивную горную
массу с коэффициентом крепости fк≤18 и
крупностью отдельных кусков 600— 800 мм. Для работы предусмотрены основной и сменный
ковши: основной — рассчитан на погрузку горной массы плотностью в разрыхленном
состоянии 2 т/м3, сменные — предназначены для руд меньшей или
большей плотности.
Зарубежные погрузочно-транспортные машины с дизельным
двигателем мощностью от 28 до 300 кВт оборудованы грузонесущими ковшами
вместимостью от 0,76 до 12 м3 (табл. 5.2).
Таблица 5.2.
Параметры зарубежных погрузочно-транспортных машин с дизельным приводом
Параметр
АРА (Финляндия)
«Эймко» (США)
«Гутенхоффнугехютте»
(Германия)
«Вагнер»
(США)
Торо-150
Торо-200
Торо-350
Торо-500
921
926
920НС
СТ-2Б
СТ-5Д
ЛФ-12
СТ-11
Грузоподъемность, т
3
4
7,3
12
2,7
13,6
18,1
2,5-
-3,5
6,7-
-7,3
12
18,5
Вместимость ковша, м3
1,3-
-1,75
1,5-
-2,4
3,5-
-4,3
4,3-
-4,7
0,9-
-1,3
5,4-
-6,9
10,7-
-12,2
1,2-
-1,53
3,8-4,5
5,6
8,5
Мощность привода, кВт
52
63
138
204
51
205
298
64
128
190
163
Скорость максимальная, км/ч
24
21
27
26
Н.
д.
Н.
д.
Н.
д.
19,3
29
27,7
25
Радиус поворота внешний, м
4,65
5,24
6,35
7,13
3,75
6,65
8,95
4,76
7,06
7,35
―
Габариты, мм:
длина
6740
7540
9170
10300
5436
10800
11320
6740
9640
9980
10424
ширина
1420
2000
2440
2600
1422
2490
3640
1564
2420
2500
3280
высота по кабине
1700
2250
2300
2600
1778
2540
2900
1520
2070
2300
1910
Масса, т
7,2
11,5
22,5
33
5,9
30,4
47,7
10,4
20
31
19
Минимальные размеры выработки (ширина × высота), м
2,5×2,5
3×3
3,5×3
3,6×3,4
Н.
д.
Н.
д.
Н.
д.
2,2×2
3,5×
×2,5
3,5×
×2,5
Н.
д.
Наиболее крупные фирмы США «Вагнер» и «Эймко»
выпускают соответственно 14 и 6 типоразмеров погрузочно-транспортных машин.
Самая малогабаритная машина фирмы «Эймко» оборудована ковшом вместимостью 0,76
м3 и может работать в выработках сечением 1,8X1,8 м, а самая большая
— снабжена ковшом вместимостью 10,7—12,2 м3 грузоподъемностью 18 т и
двигателем мощностью около 300 кВт. При полной нагрузке эта машина может
перемещаться по уклону 18° со скоростью 4,8 км/ч.
Фирма «Гутехоффнунгсхютте» (Германия)
выпускает 7 типоразмеров погрузочно-транспортных машин с ковшами вместимостью
от 1 до 10,5 м3 и приводом мощностью от 42 до 270 кВт. Эта же фирма
изготовляет погрузочно-транспортные машины как с фронтальной, так и с боковой
разгрузкой ковша.
Крупнейшими европейскими фирмами по
производству погрузочно-транспортных машин являются также фирмы АРА
(Финляндия), «Атлас Копко» (Швеция), «Экипман Минье» (Франция), «Фадрома»
(Польша). Надежные и современные погрузочно-транспортные машины выпускают фирмы
«Кавасаки» (Япония), «Джарвис Кларк» (Канада).
На большинстве зарубежных погрузочно-транспортных машин
установлены дизельные двигатели фирм «Дейц» (Германия) или «Катерпиллер» (США)
с воздушным или водяным охлаждением и турбонаддувом. Регулируемая топливная
аппаратура двигателей позволяет обеспечивать наименьшее содержание вредных
примесей в отработавших газах и применять в некоторых случаях одноступенчатую
каталитическую очистку газов. Трансмиссия машин — гидромеханическая, аналогичная
трансмиссиям отечественных погрузочно-транспортных машин (см. рис. 4.6). Оба
моста машин — ведущие с самоблокирующими дифференциалами, что позволяет уменьшить
пробуксовку колес при внедрении ковша в горную массу и увеличить срок службы
шин. Рулевое управление — гидравлическое с газогидравлическими аккумуляторами,
которые в случае непредвиденной остановки двигателя или выхода из строя
гидронасоса сохраняют в течение некоторого времени возможность управления
машиной. Тормозная система, как правило, гидравлическая, раздельная на каждый
мост. Широко применяются рабочие дисковые тормоза. Благодаря наличию в
тормозной системе газогидравлических аккумуляторов можно выполнять не менее 6—
8 тормозных циклов при остановленном двигателе. Стояночный тормоз —
многодисковый, приводимый в действие пружиной и отпускаемый с помощью
гидроцилиндров.
Фирма «Эймко» (США) разработала
быстроразъемную систему смены рабочих органов погрузочно-транспортных машин,
позволяющую водителю заменять ковш на другой рабочий орган, не выходя из кабины
машины. Таким образом, погрузочно-транспортная машина, ранее выполнявшая только
основную функцию — погрузку и транспортирование горной массы, стала многофункциональной
машиной по доставке различных вспомогательных грузов, оборудования и людей.
Рассмотрим схему соединителя быстроразъемной
системы (рис. 5.1, а). Соединитель 1,
шарнирно закрепленный на стреле 2 погрузочно-транспортной машины,
управляется гидроцилиндрами 3 и 4. На верхних концах соединителя
расположены вилки-захваты 5, которые вводятся в проушины 6 сменных
рабочих органов (рис. 5.1, б—ж).
Рис. 5.1. Соединитель быстроразъемной системы (а) и набор сменных рабочих органов (б—ж)
погрузочно-транспортной машины
Навеска и снятие сменных рабочих органов
осуществляются следующим образом. Водитель подгоняет машину к требуемому
съемному рабочему органу, лежащему на почве (рис. 5.2, а), опускает соединитель до момента стыковки вилки-захвата с
проушинами рабочего органа (рис. 5.2, б),
а затем поднимает стрелу вместе с соединителем и рабочим органом (рис. 5.2, в). Гидроцилиндром 4 (см. рис.
5.1, а) соединитель откидывается назад, при этом вилки-захваты до отказа
входят в проушины, и с помощью гидравлической блокировки гидроцилиндров рабочий
орган надежно фиксируется на соединителе. Снятие рабочего органа с соединителя
осуществляется в обратной последовательности.
Рис. 5.2. Схема навески и снятия сменных рабочих
органов погрузочно-транспортной машины
Кроме обычного ковша в качестве сменных
модульных рабочих органов применяют (см. рис. 5.1): ковш с плитой-толкателем (в),
приводимым в движение гидроцилиндром 7;
вилочный захват (г); бульдозерный отвал (д); грузонесущий контейнер-поддон
грузоподъемностью 6—8 т (е); контейнер
для перевозки людей вместимостью 8—18 человек (ж) и др.
Использование погрузочно-транспортных машин
обычной конструкции с быстроразъемной системой смены модульных рабочих органов,
которые в зависимости от потребностей могут быть изготовлены горными
предприятиями, значительно сокращает парк самоходных машин и расходы на
транспортирование грузов.
|