Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог файлов
Устройство и область применения вагонеток
| 03.02.2012, 00:59 |
Вагонетка типа ВГ (см. рис. 9.1, а) состоит
из кузова 1, рамы 2, полускатов
3, буферов 4, сцепок 5 и подвагонного упора 6.
Кузов вагонетки выполняют сварным из стальных
листов толщиной 4—8 мм с днищем полукруглой или прямоугольной формы. Для повышения
жесткости кузов усиливают ребрами жесткости и наружной обвязкой. С целью
увеличения долговечности и коррозионной стойкости кузова вагонеток изготовляют
из низколегированных сталей.
Раму вагонетки также выполняют сварной. На ней
крепят кузов, оси полускатов[1],
буфера и сцепки.
Оси полускатов в зависимости от вместимости
кузова соединены с рамой вагонетки либо жестко (см. рис. 9.1, а), либо с
помощью резинометаллических амортизаторов 7
(см. рис. 9.1, б, в), которые предназначены для снижения динамических нагрузок
на ходовую часть при движении вагонетки по неровностям рельсового пути и
стрелочным переводам, а также для равномерного распределения нагрузки от всех
колес вагонетки на рельсы.
Буфера вагонеток выполняют жесткими литыми или
эластичными с пружинными или резиновыми амортизаторами.
В зависимости от назначения вагонетки и
вместимости кузова устанавливают звеньевые или автоматические сцепки, которые
выполняются невращающимися или вращающимися. Вращающиеся сцепки обеспечивают
возможность разгрузки вагонеток в круговых опрокидывателях без расцепки
состава. Все сцепки имеют шестикратный запас прочности.
В вагонетках с кузовом небольшой вместимости
применяют звеньевые сцепки 5 (см.
рис. 9.1, а). Соединение вагонеток
осуществляется вручную набрасыванием звена одной сцепки на крюк второй сцепки.
В вагонетках с кузовом большой вместимости (см. рис. 9.1, 6, в) применяют автоматические вращающиеся сцепки, обеспечивающие
соединение вагонеток автоматически при их соударении.
Наиболее совершенными конструкциями являются
модернизированные институтом ВНИПИрудмаш вагонетки с глухим кузовом типа
ВГ4,5А, ВГ9А, ВГ10А и с откидным бортом ВБ4А, которые предназначены для
транспортирования горной массы плотностью в насыпке до 3 т/м3. В
этих вагонетках применены унифицированные полускаты (рис. 9.5, а), состоящие из двух колес 1, посаженных на ось 2 с помощью
роликоподшипников. Уплотнение подшипников с внутренней стороны осуществляется
лабиринтным кольцом 3, а с наружной
стороны — крышкой 4.
В большегрузных вагонетках типа ВГ9А (см. рис.
9.1, в) кузов опирается на двухосные
ходовые тележки (рис. 9.5, б) с
помощью приваренных к днищу сферических спор 5. Тележка состоит из балки
6, шарнирно соединенных с ней боковин 7, полускатов 1 и резинометаллических амортизаторов 8. Благодаря такой
конструкции ходовых тележек улучшаются условия прохождения вагонеток на
неровностях и криволинейных участках рельсового пути.
Рис. 9.5. Унифицированные полускаты рудничных
вагонеток (а) и двухосная ходовая
тележка вагонетки ВГ9А (б)
Вагонетки ВГ4.5А и ВГ9А оснащены
автоматической или вращающейся звеньевой сцепкой.
Автоматическая вращающаяся сцепка (рис. 9.6, а)
состоит из корпуса 1 в сборе, амортизатора 2 и фиксирующего
устройства 3. В пустотелый корпус сцепки встроен замковый механизм.
Амортизатор сцепки включает в себя две пружины: наружную, воспринимающую
ударно-тяговые усилия, и внутреннюю, обеспечивающую центрирование корпуса
автосцепки в осевом напряжении.
Рис. 9.6. Сцепки вагонеток: а — автоматическая
вращающаяся; б — звеньевая вращающаяся
Фиксирующее устройство 4 состоит из
двух кулачковых полумуфт, одна из которых поворачивается вокруг тяги, а другая
— скользит по ней. Полумуфты под воздействием центрирующей внутренней пружины
находятся постоянно в зацеплении и удерживают корпус автосцепки в фиксируемом
осевом положении.
Сцепление вагонеток, оборудованных
автосцепкой, происходит автоматически при их соударении, а рассоединение — при
нажатии на рычаг механизма расцепления одной из сцепок. Разгрузка вагонеток,
оборудованных вращающимися сцепками, осуществляется в круговых опрокидывателях
без расцепки состава.
Звеньевая вращающаяся сцепка (рис. 9.6, б) аналогична по конструкции автосцепке.
Основные параметры вагонеток (см. табл. 9.1):
вместимость кузова (указывается в метрах кубических после буквенного
обозначения типа вагонетки); собственная масса; грузоподъемность; коэффициент
тары (отношение собственной массы к грузоподъемности); удельное сопротивление
движению; габариты; ширина колеи и жесткая база (расстояние между осями колес
полускатов).
Тип и параметры вагонеток для конкретных
рудных шахт выбирают на основании технико-экономических расчетов с учетом
стоимости содержания вагонного парка, погрузочно-разгрузочных комплексов и
других затрат. Критерий оптимальности — минимум приведенных затрат.
При выборе вместимости кузова вагонетки учитывают
длину откатки и производительность рудника или горизонта (табл. 9.2). Кроме
того, тип и вместимость кузова вагонеток для транспортирования насыпных грузов
следует выбирать также с учетом сопрягаемого горно-шахтного оборудования
(клети, опрокидыватели, стопоры, толкатели и др.).
Таблица 9.2
Вместимость кузова рудничной вагонетки,
м3
Длина откатки, км
Годовая производительность рудника или горизонт, тыс. т
100
200
400
600
1000
≥ 2000
0,3
0,7
1,2
1,2
—
—
—
0,5
2,2
4,5
—
1
2,2
9—10
2
1,2
4,5
3
—
—
—
5
—
—
—
—
9—10
[1] Устройство на оси, жестко
закрепленной к раме вагонетки, два колеса смонтированы на шарико- или роликоподшипниках.
В колесной паре колеса закреплены жестко на оси,
концы которой установлены в подшипниках (буксах). В рудничных вагонетках обычно
используют полускаты, в электровозах — колесные пары.
|
Категория: РУДНИЧНЫЕ ВАГОНЕТКИ
|
Просмотров: 3152 | Загрузок: 192
| Комментарии: 3
| Рейтинг: 2.0/1 |
|