Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог файлов
Типы рудничных вагонеток
| 03.02.2012, 00:58 |
По назначению рудничные вагонетки разделяют на
грузовые — для транспортирования насыпных грузов, пассажирские — для перевозки
людей, специальные вспомогательные — для транспортирования различных
вспомогательных грузов, оборудования и др.
Грузовые вагонетки по конструкции кузова и способу разгрузки можно разделить на 5
основных групп:
-
с глухим, жестко
закрепленным кузовом (типа ВГ), разгружаемые в круговых опрокидывателях;
-
с кузовом, шарнирно
закрепленным на раме, и поднимающимся откидным бортом (типа ВБ), разгружаемые
при наклоне кузова и подъеме борта;
-
с глухим опрокидным
кузовом (типа ВО), разгружаемые при опрокидывании кузова;
-
с кузовом, снабженным
откидными днищами (типа ВД и ВДК), разгружаемые через днище;
-
с жестко закрепленным
кузовом и донным скребковым конвейером (типа ВК), разгружаемые донным
конвейером.
В рудных шахтах наибольшее распространение
получили вагонетки типа ВГ с глухим кузовом (рис. 9.1), обладающие высокой
прочностью и надежностью в работе. Недостаток их — способ разгрузки путем
опрокидывания всей вагонетки, что требует наличия дополнительного механизма —
кругового опрокидывателя. Вагонетки типа ВГ широко применяют для транспортирования
горной массы по основным откаточным выработкам.
Рис. 9.1. Рудничные вагонетки типа ВГ с глухим кузовом
Рис. 9.2. Рудничные вагонетки типа ВБ с откидным бортом (а и б)
с опрокидным кузовом (в)
Вагонетки типа ВБ имеют две конструктивные
разновидности: с разгрузкой при помощи штокового опрокидывателя (рис. 9.2, а);
с разгрузкой при наезде разгрузочного ролика на разгрузочную кривую (рис. 9.2, б). Кузов вагонеток типа ВБ сварной,
состоящий из днища, двух торцовых и двух боковых стенок, одна из которых
является откидной. Откидная стенка в верхней части крепится к рычажной системе
вагонетки, образованной стойками и рычагами, а в нижней удерживается замыкающими
роликами.
При разгрузке вагонеток с помощью штокового
опрокидывателя рычажная система поднимает откидной борт, днище наклоняется, и
горная масса высыпается в щель, образуемую между днищем кузова и приподнятым
бортом. После разгрузки при опускании кузова рычажная система возвращает борт в
исходное положение.
При разгрузке вагонеток путем протягивания
локомотивом состава вагонеток через разгрузочное устройство (профильную шину)
происходит следующее. При наезде ролика вагонетки на шину кузов наклоняется,
одновременно приподнимается борт, соединенный с рамой и кузовом шарнирно-рычажной
системой. При сходе ролика с шины кузов под действием собственного веса
возвращается в исходное положение.
Преимущество вагонеток типа ВБ — относительно
простая разгрузка, не требующая наличия опрокидывателей, недостатки — сложность
конструкции, просыпь мелочи, большой коэффициент тары.
В вагонетках типа ВО (рис. 9.2, в) кузов
опирается на раму секторами, на которых закреплены шипы. При разгрузке на любую
сторону происходит перекатывание секторов по полкам с фиксацией шипов в отверстиях.
В рабочем положении кузов фиксируется затвором, управляемым вручную.
Преимущество вагонеток этого типа — возможность разгрузки в любом месте без опрокидывателя,
недостатки — необходимость выполнения ручных операций, значительный коэффициент
тары.
Вагонетки типа ВБ и ВО применяют на штольневых
и промежуточных горизонтах рудных шахт для транспортирования горной массы на
небольшие расстояния и при малых грузопотоках.
Технические характеристики грузовых вагонеток
типа ВГ, ВБ и ВО, применяемых в рудных шахтах, приведены в табл. 9.1.
Таблица 9.1
Технические характеристики грузовых вагонеток
Тип и типоразмер
Вместимость кузова, м3
Грузоподъ-емность, т
Колея, мм
Длина по буферам, мм
Ширина кузова, мм
Высота головки рельса, мм
Жесткая база, мм
Диаметр колеса, мм
Масса, кг
С глухим кузовом:
ВГ0,7
0,7
1,8
600
1250
850
1220
500
300
550
ВГ1,2
1,2
2,5
600; 750
1850
1000
1300
600
350
807
ВГ2,0
2
5
750; 900
3070
1250
1200
1000
1510
ВГ2,2
2,2
5,5
600; 750
2950
1200
1300
1450
ВГ4,5А__
4,5
13,5
27
750; 900
4100 8000
1350
1550
1250
4200.
ВГ9А
9
27
8000
8900
ВГ10А
10
30
7300
1800
1600
4000
400
9500
С откидным бортом:
ВБ1,6
1,68
5
600; 750
2950
1300
1300
1000
2030
ВБ4,0А
4
12
750
4740
1350
1550
1250
4700
С глухим опрокидным кузовом:
ВО-0,4
0,4
1
600
1300
870
1250
400
300
490
ВО-0,8
0,8
2
600; 750
1900
1000
600
350
650
Вагонетки типа ВД с откидными днищами
выполняют двух видов: с шарнирно закрепленным на кузове днищем с защелками,
раскрывающимися при разгрузке вагонетки на рельсовых путях, и с шарнирно
закрепленным на кузове днищем, на котором расположены колесные пары. Первый вид
вагонеток применяют, в основном, на угольных шахтах, так как их сложно использовать
для транспортирования крупнокусковых тяжелых грузов ввиду быстрого выхода из
строя защелок откидного днища.
В вагонетках второго вида днище вместе с
колесными парами шарнирно соединено с кузовом 1 вдоль его боковой стенки
и полностью открывается при разгрузке в момент прохождения опорных лыж
вагонетки по батареям стационарных роликов 4 (рис. 9.3). Опорные лыжи
закреплены на оси жестко. Подшипники качения расположены в буксах, на которые
через резинометаллические амортизаторы опираются кузов и днище вагонетки. Кузов
вагонетки выполнен таким образом, что в составе поезда торцовые стенки смежных
вагонеток перекрывают друг друга, образуя секционный поезд и обеспечивая загрузку
состава на ходу.
При проходе состава к разгрузочному устройству
2 в месте обрыва рельсовых путей электровоз и вагонетки за счет сил
инерции перемещаются своими опорными лыжами по батареям стационарных роликов 4.
При этом днище вагонетки постепенно открывается, а опорный ролик,
смонтированный на днище, и колеса вагонетки перемещаются по криволинейной
направляющей 3. После разгрузки вагонетки на ходу при дальнейшем
движении опорного ролика по направляющей днище поджимается к кузову вагонетки,
и ее колеса плавно переходят на рельсы.
Рис. 9.3. Рудничные вагонетки типа ВД с откидным
днищем
За рубежом вагонетки аналогичной конструкции
типа ОК вместимостью от 3 до 10 м3 выпускает фирма АСЕА (Швеция).
Институтом ВНИПИрудмаш разработаны, созданы и
внедрены вагонетки типа ВД-16 с откидным днищем и межкузовным перекрытием.
Вместимость вагонетки 5,6 м3, грузоподъемность 16 т, скорость
движения состава вагонеток по стационарным роликам разгрузочного устройства
0,8—0,9 м/с.
Новый тип вагонеток с откидным днищем
обеспечивает загрузку и разгрузку состава на ходу, а в комплексе со средствами
погрузки непрерывного действий (вибропитателями) позволяет осуществить
проточную технологию перемещения горной массы от забоя до околоствольного
двора, повысить производительность электровозной откатки в 2—3 раза и снизить себестоимость
транспортирования руды в 2—2,5 раза.
Рис. 9.4. Конструкция (а) и схемы работы
бункер-вагонов отечественного (б и в)
и фирмы «Хэглунд» (Швеция) (г)
Вагон с донным конвейером типа ВК
(бункер-вагон) предназначен для приема, аккумулирования, транспортирования и
разгрузки горной массы при проведении горизонтальных горных выработок.
Бункер-вагон (рис. 9.4, а) состоит из
кузова 2, установленного на тележках 1.
В днище кузова встроен двухцепной скребковый конвейер, работающий от пневмо-
или электродвигателей, подключаемых в местах погрузки и разгрузки. С передней
тележкой кузов шарнирно соединен двумя рычагами 3, а с задней тележной — горизонтальными шарнирами 4, которые
позволяют поднимать и опускать кузов в вертикальной плоскости. С помощью
гидроцилиндра 5, расположенного под днищем кузова, осуществляются подъем
передней части кузова и его надвижка на заднюю часть кузова предыдущего вагона
(рис. 9.4, б), чем обеспечивается
равномерное заполнение горной массой всех вагонов, соединенных в поезд
(бункер-поезд, образуемый из отдельных бункер-вагонов).
После загрузки вагоны опускают в транспортное
положение, отказывают локомотивом и разгружают горную массу в рудоспуск
поочередно из каждого вагона с помощью донного скребкового конвейера (рис. 9.4,
в).
Преимущества бункер-вагонов — перемещение
горной массы донным скребковым конвейером вдоль кузова большой вместимости, разгрузка
вагонов без дополнительных механизмов, а также формирование из вагонов
бункер-поезда вместимостью, обеспечивающей транспортирование всей горной массы,
отбитой в подготовительном забое проводимой горной выработки за буровзрывной
цикл.
Институтом ВНИПИрудмаш разработаны вагоны проходческие
с донным конвейером типа ВПК-7Б и ВПКНЭ-7 на колею 600, 750 и 900 мм. Основным
отличием этих вагонов является тип привода донного скребкового конвейера: пневматический
— на вагоне ВПК-7Б и электрический — на вагоне ВПКНЭ-7. Параметры вагона:
грузоподъемность 23 т; вместимость кузова 7 м3; длина без сцепных
устройств 8900 мм; ширина 1350 мм; высота 1500—1650 мм; время разгрузки одного
вагона 60—90 с.
Фирма «Хэглунд» (Швеция) выпускает
бункер-вагоны со скребковым конвейером, расположенным в кузове наклонно. При
этом переднюю часть вагона не приподнимают, а вводят в погрузочную (заднюю)
часть предыдущего вагона (рис.9.4, г).
Отечественные бункеры-поезда, состоящие из
шарнирно соединенных секций с боковыми стенками и днищем, со скребковым
конвейером, смонтированным в днище по всей длине поезда, не получили широкого
распространения ввиду заклинивания и всплывания скребковой цепи при работе на
закругленных участках и неровностях рельсового пути. Другой тип бункерпоезда, в
котором вместо скребкового конвейера использовалась скреперная установка,
расположенная на самом бункер-поезде, также не нашел промышленного применения
ввиду громоздкости и небольшой эксплуатационной производительности.
|
Категория: РУДНИЧНЫЕ ВАГОНЕТКИ
|
Просмотров: 7049 | Загрузок: 231
| Комментарии: 2
| Рейтинг: 5.0/1 |
|