Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог файлов
Классификация. САМОХОДНЫЕ ПОГРУЗОЧНЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ
| 03.02.2012, 00:26 |
Общие сведения и классификация
К самоходному оборудованию относятся все виды
горно-транспортных машин, способных самостоятельно передвигаться по почве
выработок на пневмоколесном или гусеничном механизме перемещения с дизельным,
электрическим, пневматическим или другим видом привода.
Самоходное оборудование, используемое для
комплексной механизации очистных и подготовительных работ при подземной
разработке рудных месторождений, разделяют на основное технологическое и
вспомогательное.
По назначению и выполняемым операциям
самоходные машины можно классифицировать на буровые станки и бурильные
установки[1],
погрузочные, погрузочно-транспортные и транспортные.
Погрузочная машина производит зачерпывание (захват) исполнительным органом,
подъем на определенную высоту и перегрузку горной массы в транспортные
средства.
Погрузочно-транспортная машина осуществляет зачерпывание горной массы, ее транспортирование
на некоторое расстояние и перегрузку в рудоспуск или в различные транспортные
средства.
Транспортная самоходная машина обеспечивает только перемещение горной
массы и ее разгрузку. Загрузку транспортных самоходных машин производят различными
погрузочными средствами.
К самоходным машинам рудничного транспорта
(рис. 4.1) относятся погрузочные машины, подземные экскаваторы и бульдозеры*,
подземные автосамосвалы и различные транспортные самоходные машины для
перевозки вспомогательных грузов и людей.
Рис. 4.1. Самоходные машины: а — погрузочная
ковшовая периодического действия; б —
погрузочная с нагребающими лапами непрерывного действия; в —
погрузочно-транспортная с ковшовым исполнительным органом и грузонесущим
кузовом; г — погрузочно-транспортная
с совмещенным погрузочно-транспортным ковшом; д — подземный автосамосвал
с опрокидным кузовом; е — самоходный вагон с донным конвейером
Большинство самоходных машин оснащены
пневмошинным механизмом перемещения, реже — гусеничным, и только некоторые
конструкции погрузочных машин, которые условно относят к самоходным машинам,
имеют колесно-рельсовый механизм перемещения.
На самоходных машинах устанавливают
индивидуальный дизельный привод, обеспечивающий мобильное перемещение машины,
пневматический и электрический привода, питание которых осуществляется по
шлангу, кабелю или троллейному проводу, что, однако, сужает радиус действия и
снижает маневренность машины.
На очистных и подготовительных работах в
рудных шахтах используют ковшовые пневмоколесные погрузчики, реже — подземные
экскаваторы, а также погрузочные машины с парными нагребающими лапами.
Погрузочно-транспортные машины по
конструктивному исполнению разделяются на два основных типа: с совмещенным
погрузочно-транспортным ковшом (типа ПД), загружающимся за одно или несколько
черпаний и служащим для транспортирования горной массы к пункту разгрузки; с
ковшовым исполнительным погрузочным органом и транспортным кузовом (типа ПТ),
загружаемым за несколько черпаний собственным ковшом. Кроме выполнения основной
операции по транспортированию горной массы погрузочно-транспортные машины можно
использовать на загрузке транспортных машин, а также на вспомогательных
операциях по зачистке почвы выработок, прокладке дорог и доставке в ковше или
кузове различных вспомогательных грузов.
К самоходным транспортным машинам относятся:
самоходные вагоны, оборудованные кузовом с встроенным в днище скребковым
конвейером, предназначенным для распределения горной массы по кузову при
погрузке и разгрузке, или опрокидным кузовом небольшой вместимости; автосамосвалы,
оборудованные, как правило, опрокидным кузовом, или, реже, телескопическим
кузовом, разгрузка которого производится специальным выталкивателем горной
массы.
Широко применяются вспомогательные самоходные
машины, предназначенные для транспортирования людей, различных грузов и
оборудованные устройствами для монтажных, строительных и дорожных работ, оборки
и крепления кровли и т. д. Основные преимущества самоходных машин: высокая
производительность; мобильность и маневренность, что позволяет увеличить
коэффициент использования машин в течение смены за счет сокращения времени на
переезды между забоями; универсальность, обеспечивающая использование одних и
тех же самоходных машин на подготовительных, очистных и других вспомогательных
работах; облегчение труда горнорабочих и повышение культуры производства.
К основным недостаткам самоходного
оборудования относятся: высокая
стоимость самого оборудования и его эксплуатации; большой штат обслуживания; высокая трудоемкость
ремонтных работ; необходимость увеличения сечения выработок для перемещения
мощных транспортных машин; значительный расход воздуха на вентиляцию при
использовании дизельного привода в подземных условиях, что влечет за собой
проходку на крупных шахтах
дополнительных вентиляционных стволов.
Применение самоходного оборудования на
доставке руды наиболее эффективно при разработке месторождений с мощностью
залежей не менее 3—5 м, устойчивыми рудами, при отсутствии большого горного
давления. Запас обособленного рудного тела или блока с отдельным заездом для
самоходных машин должен составлять около 50÷100 тыс. т в зависимости от типа и
производительности используемой машины.
В мировой и отечественной практике самоходные
машины широко применяются при различных вариантах камерно-столбовой системы
разработки руд, системах этажного принудительного обрушения и подэтажного
обрушения горизонтальных слоев с закладкой, камерно-целиковой системе с
закладкой и др. Так, на отечественных шахтах самоходным оборудованием
добывается около 50% руд цветных металлов, из них 50% — при камерно-столбовой
системе разработки, 15% — при этажном и подэтажном обрушениях, 15% — при
этажно-камерной системе с отбойкой подэтажных штреков и 20% — при системе
разработки с закладкой.
Использование самоходного оборудования влечет
за собой значительные изменения в технологии добычи руд, что требует
модернизации систем разработки и внесения таких новых элементов как погрузочные
заезды с основного горизонта на горизонты бурения и выпуска и наклонные съезды
вместо материально-ходовых восстающих.
Благодаря увеличению длины доставки самоходным
оборудованием по сравнению со скреперными установками появилась возможность
изменения подготовки залежей к отработке и сокращения трудоемкости
горно-подготовительных и нарезных работ.
Использование самоходного оборудования на
отечественных рудных шахтах, например, по добыче руд цветных металлов, позволило:
повысить производительность труда забойного рабочего на очистных работах в
1,5—2,5 раза, на подготовительных работах — в 3—4 раза; сократить в 1,5—2 раза
объем подготовительно-нарезных работ на 1000 т добытой руды по сравнению со
скреперной доставкой; повысить энерговооруженность труда в 2—3 раза; снизить
себестоимость руды на 10—30%.
[1] Изучается в курсе «Горные
машины».
|
Категория: РУДНИЧНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
|
Просмотров: 4945 | Загрузок: 176
| Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|