Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог файлов
Устройство рельсового пути
| 03.02.2012, 00:54 |
Рельсовый путь образуют две параллельно
уложенные нитки рельсов, которые служат направляющими для перемещения подвижного
состава локомотивного транспорта или канатной откатки.
Рис. 8.1. Элементы рельсового пути: а — схема
расположения колес вагонетки на рельсах; б
— строение постоянного рельсового пути: 1
— подкладка; 2 — костыль; 3 —
болт; 4 — рельс: 5 — противоугон; 6 — шпала; 7 —водоотводная канава; 8 —
накладка; 9 — балласт
Основной параметр рельсового пути (рис. 8.1, а) — ширина рельсовой колеи Кр,
определяемая расстоянием между внутренними гранями головок рельсов. На
рудных шахтах применяют стандартную узкую колею шириной 600, 750 и 900 мм, на
поверхности шахт на внешнем железнодорожном транспорте — широкую колею шириной
1520 мм.
Расстояние между наружными канатами колесных
реборд, входящих внутрь колеи, называется шириной колесной колеи Кк, которая
меньше рельсовой колеи на величину δ = Кр — Кк, что исключает зажатие колес подвижного состава между
рельсами.
Рельсовый путь (рис. 8.1, б) состоит из верхнего и нижнего строений. Верхнее строение
включает в себя рельсы, элементы крепления рельсов между собой и закрепления их
к шпалам, шпалы и балластный слой, а нижнее строение — подошвы выработки и
водоотводную канаву.
Рельсы изготовляют из специальной термически
обработанной стали. В зависимости от назначения применяют различные типы
рельсов: Р-18, Р-24, Р-33, Р-38, Р-43 и Р-50 (цифры в обозначении — масса 1 м
рельса в килограммах). Тип рельса выбирают исходя из наибольшей экономичности и
наименьших затрат на содержание пути. Кроме этого при выборе наименьшего, оптимального
для данных условий эксплуатации, типа рельса учитывают нагрузку на ось
подвижного состава и величину грузопотока.
Грузопоток, млн. т............... <10 10—30
30—100 >100
Тип, рельсов......................... Р-24 Р-33 Р-43
Р-50
При откатке в вагонетках с кузовом
вместимостью до 2 м3 на основных откаточных выработках и
околоствольных дворах укладывают рельсы Р-24, для вагонеток большей вместимости
— Р-33, Р-38, Р-43 и Р-50. На вентиляционных и промежуточных выработках
допускается применение рельсов Р-18.
Вследствие ограничения условий спуска рельсов
по шахтному стволу их поставляют отрезками длиной 6—8 м, которые затем
соединяют с помощью накладок и болтов или сваркой. Сварные стыки, выполненные в
шахтных условиях, допускающих проведение сварочных работ, повышают качество
рельсового пути. Сварку стыков рельсов применяют для рельсовых путей со сроком
службы не менее 5 лет.
С целью увеличения площади опорной поверхности
рельсы укладывают на шпалы через подкладки. В основном применяют клинчатые
подкладки, которые придают рельсам уклон внутрь колеи соответственно конусности
поверхности качения колес подвижного состава, чем обеспечивается его большая
устойчивость при движении.
Рельсы крепят к деревянным шпалам костылями,
иногда шурупами, забиваемыми или завинчиваемыми в предварительно высверленные
отверстия в шпалах, а к железобетонным шпалам — болтовыми соединениями или
костылями, забиваемыми в деревянные пробки, уложенные в отверстиях шпал.
В рудных шахтах применяют деревянные и
железобетонные шпалы, реже металлические (на проходческих работах).
Деревянные шпалы, изготовленные обычно из
сосны, обладают хорошей эластичностью и высоким коэффициентом трения при
взаимодействии с балластом. Они просты в изготовлении, дешевые и удобны при
укладке и ремонте рельсовых путей. Основной недостаток деревянных шпал — малый
срок службы (в шахтных условиях до 2—3 лет). С целью увеличения срока службы
деревянных шпал до 8—10 лет их пропитывают различными антисептиками, например,
хлористым цинком иди фтористым натрием.
Железобетонные шпалы имеют значительно больший
срок службы, чем деревянные, и обеспечивают меньшую трудоемкость по содержанию
рельсовых путей. Они используются для стационарных рельсовых путей с большой
интенсивностью движения. Недостаток железобетонных шпал — высокая стоимость, а
также увеличенная жесткость пути, которая может быть снижена путем применения
эластичных резиновых подкладок.
Металлические шпалы изготовляют обычно из отрезков швеллеров и применяют
на переносных временных путях при проведении подготовительных выработок.
Балластный слой служит для увеличения площади
давления от шпал на подошву выработки, смягчения ударов колес подвижного
состава, выравнивания пути и предохранения шпал от сдвигания. Материал балласта
должен быть упругим, неслеживающимся, не подвергающимся размоканию, хорошо пропускающим
воду. В качестве материала для балласта применяют щебень твердых пород крупностью
20—60 мм и гравий крупностью 20—40 мм. Толщину балластного слоя выбирают в
зависимости от несущей способности почвы выработки и интенсивности движения:
при грузопотоках от 100 до 4000
т/сут толщина балластного слоя должна составлять не менее 100 мм, свыше 4000 т/сут — 150 мм.
Пространство между шпалами (шпальные ящики)
засыпают балластом на ⅔ толщины шпалы. Просвет между подошвой рельса и
балластом должен быть не менее 30 мм.
Балластный слой укладывают на подошву
выработки, которой для стока воды придают поперечный уклон 0,01—0,02 в сторону
водоотводной канавы.
Рельсовые пути соединяют между собою
стрелочными переводами, предназначенными для перевода подвижного состава с
одного пути на другой.
Стрелочный перевод (рис. 8.2, а) состоит из двух подвижных перьев в
сборе с рамными рельсами, переводного механизма, цельнолитой крестовины и
переводных кривых. Два подвижных пера 1
соединены тягами с переводным механизмом 2. В одном из рабочих положений
острие пера прижимается к одному из рамных рельсов 3. Крестовина 4, устанавливаемая
в месте разрыва рельсов, состоит из сердечника, горловины и двух усовиков,
образующих вместе с краями сердечника канавки для пропуска реборд колес
подвижного состава. Для предохранения от захода реборд колес в
несоответствующие канавки крестовины устанавливают контррельсы 5. Соединительная
часть стрелочного перевода включает прямые участки и переходные кривые.
Основными геометрическими параметрами
стрелочного перевода являются геометрический центр О (точка пересечения
осей прямого и бокового путей), угол α
между этими осями, длина l, определяемая от стыка рамного рельса у остряков до стыка,
расположенного за крестовиной. Угол перевода α характеризует марку перевода (марку крестовины).
Для шахтных условий применяют стрелочные
переводы с крестовинами марок 1/4, 1/5, 1/7, реже 1/2 и 1/3. Чем больше марка
крестовины, тем меньше длина стрелочного перевода (табл. 8.1) и тем труднее
вписывание подвижного состава.
Рис. 8.2. Типы стрелочных переводов и съездов: а —устройство стрелочного перевода; б-г — переводы (б — односторонний правый; в
— односторонний левый; г — симметричный); д-ж — съезды (д — односторонний
правый; е — односторонний левый; ж — перекрестный)
Таблица 8.1
Параметры стрелочных переводов
Тип и типоразмер
Длина, мм
Масса, кг
Тип и типоразмер
Длина, мм
Масса, кг
Односторонний:
Симметричный:
ПО718-1/2-5П
ПО718-133-8П
ПО718-1/4-12П
ПО724-1/2-5П
ПО724-1/3-8П
ПО724-1/4-12П
ПО733-1/4-12П
ПО733-1/5-20П
ПО733-1/6-30П
ПО924-1/5-20П
ПО924-1/4-12П
ПО933-1/5-20Л
ПО933-1/4-12Л
ПО933-1/3-12Л
3500
5600
7200
3350
5600
7250
8000
8800
3300
9850
8100
10400
8700
8500
540
640
820
710
820
1020
-
1660
1750
1400
1700
2050
1700
1600
ПС718-1/2-8
ПС718-1/3-12
ПС724-1/2-8
ПС724-1/3-12
ЛС733-1/3-12
ПС733-1/4-20
ПС-733-1/5-30
ПС924-1/3-20
ПС924-1/3-12
ПС933-1/3-20
ПС933-1/3-12
ПС933-1/4-30
4700
6250
4700
6250
6900
7800
8600
5910
5500
6310
6010
-
650
730
820
920
1290
1440
1550
930
890
1350
1300
1500
Переводные механизмы стрелочного перевода
выполняют с ручным или механическим дистанционным управлением. Стрелочные
переводы с механическим управлением оборудуют электромеханическим,
электромагнитным (соленоидным) или гидравлическим приводом. Управление
стрелочными приводами осуществляет диспетчер с пульта управления или машинист
из кабины локомотива путем передачи высокочастотных сигналов на реле пускателя
электромагнитного стрелочного привода.
Применяют следующие типы стрелочных переводов:
переводы односторонние ПО правого П или левого Л исполнения; переводы
симметричные ПС; съезды С односторонние левые или; правые и перекрестные (рис.
8.2, б—ж). Каждому типу стрелочного перевода присвоено условное
обозначение, например ПО933-1/3-20П: первые буквы — тип перевода,
первая цифра трехзначного числа — ширина рельсовой колеи в дециметрах, две
другие цифры — тип рельса, дробное число — марка крестовины, число после дроби
— радиус переводной кривой в метрах, последняя буква — исполнение перевода
(правое или левое).
|
Категория: РЕЛЬСОВЫЕ ПУТИ ЛОКОМОТИВНОГО ТРАНСПОРТА
|
Просмотров: 10332 | Загрузок: 265
| Комментарии: 2
| Рейтинг: 3.5/4 |
|