Использование ЭВМ при проектировании и
расчетах рудничного транспорта позволяет сократить время на их выполнение и
автоматизировать сложные расчеты. Уровень автоматизации расчетов зависит от
поставленной задачи, сложности составляемых алгоритмов, допустимых возможностей
применяемой ЭВМ, объема памяти и т. д. Для решения задачи по эксплуатационному
расчету практически любой транспортной системы горнорудного предприятия
разрабатывают алгоритмы, построенные по принципу диалога «ЭВМ — человек», когда
все расчеты выполняет ЭВМ, а принятие решения о переходе на ту или иную ветвь
программы осуществляет проектировщик.
В научно-исследовательских и
проектно-конструкторских институтах и вузах горного профиля разработаны как
алгоритмы, так и отдельные программы по расчету локомотивной откатки,,
конвейерного транспорта, концевой канатной откатки, самоходного транспорта, а
также системы автоматического проектирования (САПР) подземного транспорта,
используемые при проектировании новых шахт, реконструкции и подготовки новых:
горизонтов действующих шахт. Разработанные пакеты программ для персональных ЭВМ
позволяют определять параметры схем; транспорта полезного ископаемого и породы
и средств вспомогательного транспорта, вид основного транспорта (локомотивного или
конвейерного) и его типоразмеры. Критерием оптимальности выбранного
оборудования является минимум приведенных затрат. Широкое использование САПР
подземного шахтного транспорта позволяет в 2—3 раза сократить сроки разработки
и реализации новых проектных решений и в 1,5 раза снизить затраты на
проектирование.
Расчет локомотивной откатки контактными и
аккумуляторными электровозами разработан институтом Центрогипрошахт и
представлен в виде пакета прикладных программ, состоящих из отдельных
программных модулей с единой информационной базой. Пакет прикладных программ
позволяет определить: условия обслуживания локомотивной откаткой нескольких
подготовительных и очистных забоев с различными маршрутами, движения, профилем
пути и коэффициентом сцепления колес локомотива с рельсами; число вагонеток в
составе; потребное число рабочих и инвентарных электровозов; скорость движения
груженого и порожнего составов; время рейса; сменную производительность каждого
локомотивосостава и расход электроэнергии за один рейс или смену.
Время выполнения расчетов в зависимости от
числа маршрутов составляет 5—10 мин.
В институте ДонУГИ разработаны программы
технического развития подземного локомотивного транспорта с использованием ЭВМ
на любой стадии процесса эксплуатации шахты и развития горных работ. Исходными
данными при расчете являются сведения о схеме транспорта горной массы,
параметрах очистных и подготовительных забоев, а также узлов и элементов
системы транспорта. Кроме этого вводят характеристики транспортного
оборудования, технологические особенности электровозного транспорта. Пакет
программ обеспечивает расчет параметров грузопотока во всех звеньях
транспортной системы, позволяет определить ее технологические параметры, а
также показатели функционирования транспортной системы: простои погрузочных
пунктов, коэффициент использования электровозов, пропускную способность
транспортных маршрутов и др. На основании анализа расчетов на ЭВМ принимаются
технические решения, направленные на ликвидацию узких мест и совершенствование
эксплуатации рудничного транспорта.
Выбор типов и расчет параметров ленточных
конвейеров можно производить по методике имитационного моделирования и
программе «Конвейерный транспорт», разработанной ИГД им. А. А. Скочинского.
Программа состоит из подпрограмм, имитирующих процесс поступления грузопотоков
из подготовительных и очистных забоев, и позволяет определять нагрузки; на транспортные
конвейерные линии, вместимость бункеров (осредняющих или аккумулирующих), размещаемых,
например, вблизи сопряжения проводимой и оборудованной конвейерами существующих
горных выработок или между отдельными конвейерами, установленными в линию.
С помощью специальной программы «К.ОНВЕ»,
разработанной институтами Центрогипрошахт и ИГД им. А. А. Скочинского, для
конкретной конвейерной линии можно определить длину каждого конвейера, ширину
ленты и скорость ее движения, мощность привода, техническую производительность.
Исходными данными для выбора параметров ленточных конвейеров являются значения
максимальных минутных грузопотоков, определяемых путем имитационного
моделирования по программе «Конвейерный транспорт».
Для расчета параметров и пропускной
способности одноконцевой грузовой и пассажирской канатной откатки разработана
программа, с помощью которой по заданным производительности, длине откатки и
углу наклона выработки можно определить диаметр тягового каната и его параметры,
тип подъемной машины и мощность привода.
Вопросы для самопроверки
1.
Дайте определение
производительности транспортной машины. Сформулируйте понятия теоретической,
технической и эксплуатационной производительностей.
2.
Напишите формулы для
определения технической производительности транспортных машин непрерывного и
периодического действия.
3.
Что называется
коэффициентом сопротивления движению? Что такое удельное сопротивление?
4.
Назовите составляющие
суммарного сопротивления движению транспортной машины.
5.
Объясните способ
определения сил сопротивления на транспортной установке с гибким тяговым
органом методом обхода контура по точкам.
6.
Как определить
мощность двигателя транспортной машины по эквивалентной нагрузке?
Задачи и упражнения
1.
Определите техническую
производительность транспортной машины непрерывного действия при линейной массе
груза q = 40 кг/м и скорости грузонесущего органа v = 2,5 м/с.
2.
Определите мощность
привода при работе транспортной машины в длительном двигательном режиме с
постоянной тяговой силой F = 3500 H при скорости перемещения ν = 3 м/с и КПД передаточного механизма η = 0,85.
3.
Определите расход
энергии транспортной машины с приводом мощностью N = 32 кВт за время работы t = 5
ч.