Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог файлов
Виды и характеристика транспортируемых грузов
| 03.02.2012, 00:09 |
Одними из основных критериев правильного
выбора и надежной эксплуатации транспортных машин являются вид
транспортируемого груза и его характеристика.
При добыче полезных ископаемых наибольшую долю
в процессе транспортирования составляют насыпные грузы — полезное ископаемое и
порода, выдаваемые из шахты или карьера. Другими видами грузов, подаваемыми к
месту проведения горных работ, являются штучные грузы (оборудование,
вспомогательные материалы), растворы (цементно-песчаные и бетонные для закладочных
работ); наливные грузы (горюче-смазочные материалы, вода, эмульсии).
Основными характеристиками насыпных грузов
являются кусковатость, плотность, угол естественного откоса, крепость,
абразивность, содержание глинистых частиц, влажность, степень примерзания и налипания
и др. По совокупности характеристик насыпных грузов определяют относительный
показатель трудности транспортирования горной массы.
Кусковатость, или гранулометрический состав, характеризуется
количественным распределением частиц (кусков) насыпного груза по крупности в
отбитой горной массе. Крупность определяется линейным размером куска груза в
наибольшем измерении.
Насыпные грузы называются рядовыми, если отношение максимального размера куска, содержащегося
в разрыхленной массе, к минимальному равно или больше 2,5, и сортированными, если это соотношение
меньше 2,5.
Для породы, угля и большинства других насыпных
грузов, исключая руду, принята следующая градация по крупности кусков: особо
крупнокусковые — размер куска более 320 мм; крупнокусковые — 320¸160 мм; среднекусковые — 60¸160 мм; мелкокусковые— 10¸60 мм; зернистые — 0,5¸10 мм; порошкообразные— 0,05¸0,5 мм; пылевидные — менее 0,05 мм.
Для определения кусковатости руды существует
другая градация по крупности кусков: руда очень крупная — более 600 мм,
крупнокусковая — 300¸600
мм, среднекусковая — 100¸300
мм, рудная мелочь — менее 100 мм.
Максимально допустимый размер куска,
способного свободно проходить по перепускным выработкам через люки, размещаться
в ковше погрузочно-транспортной машины или экскаватора, на рабочих органах
транспортных установок или другого технологического оборудования, называется габаритным или кондиционным куском. В зависимости от типа горнодобывающего предприятия
размеры кондиционного куска могут составлять от 200—300 до 1200—1500 мм. Кусок
руды, превышающий по размерам кондиционный, называется негабаритом. После взрывной отбойки негабарит перед погрузкой и
транспортированием разрушают в забое вторичным дроблением.
Отношение массы негабарита к общей массе
отбитой руды называется выходом
негабарита и выражается в процентах.
Таблица 1.1
Характеристики насыпных грузов
Насыпной груз
Насыпная
плотность,
т/м3
Угол естественного откоса.
градус
Группа аб-разивности
в покое
в движении
Скальные породы
1,85 - 2,35
40—45
29—31
D
Рядовой каменный уголь
0,8 - 0,95
30—40
19—28
В
Антрацит
0,95 - 1
40—45
25—28
С
Руда черных и цветных металлов среднекусковая
2,1 - 3,5
30—50
23—35
D
Земля грунтовая сырая
1,6 - 1,9
35—45
25—35
D
Глина сырая
1,9 - 2
25—30
—
В
Гравий
1,5 - 2
45
30
В
Песок влажный
1,5 - 1,7
50
35
С
Щебень сухой
1,5 - 1,8
45
35
D
Цемент
1 - 1,8
40
30
С
По кусковатости транспортируемого груза
выбирают вид транспорта, размеры грузонесущих органов и габариты транспортных
машин. Например, при максимальном размере куска руды или породы до 300 мм,
получаемого путем механической отбойки или вторичного дробления, обычно
применяют конвейерный транспорт, для транспортирования горной массы с большими
размерами кусков — другие виды транспорта. Размеры грузонесущих органов также
выбирают по максимальному размеру транспортируемого куска.
Плотность — отношение массы груза к занимаемому им объему (т/м3).
Различают плотность монолитной породы в массиве gм и плотность разрыхленной горной массы g— насыпную плотность (табл. 1.1). Плотность горной
массы в насыпке зависит от крупности кусков, влажности и других факторов.
Плотность руды в насыпке, подлежащей транспортированию, g=1,8¸3,5
т/м3, плотность вскрышных пород g= 1,2¸2
т/м3.
Отношение плотности горной массы в массиве к
плотности разрыхленной горной массы называют коэффициентом разрыхления: kp = gм/g>1. Коэффициент
разрыхления характеризует увеличение объема разрыхленной горной массы по
сравнению с объемом в массиве. Для крепких пород и руды kp
= 1,4¸1,8, для мягких пород kp
= 1,2¸1,3.
Насыпную плотность горной массы учитывают при
определении производительности транспортных машин и выполнении тяговых
расчетов.
Угол естественного откоса насыпного груза — это угол, образуемый боковой поверхностью
горной массы в свободной насыпке и горизонтальной плоскостью характеризующий
степень взаимной подвижности отдельных частиц горной массы.
Тангенс угла естественного откоса называют коэффициентом внутреннего
трения горной массы.
Различают угол естественного откоса в покое jп и угол
естественного откоса в движении jд (см. табл. 1.1),
причем jд
|
Категория: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РУДНИЧНОМ ТРАНСПОРТЕ
|
Просмотров: 4396 | Загрузок: 174
| Комментарии: 2
| Рейтинг: 2.0/1 |
|