Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог файлов
Оценка качества и надежности транспортных машин
| 03.02.2012, 00:10 |
Качество любой продукции, в том числе
транспортных машин, характеризуется совокупностью свойств, обусловливающих их
пригодность удовлетворять определенным потребностям в соответствии с их
назначением. Характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества,
рассматриваемая применительно к конкретным условиям ее создания и эксплуатации,
называется показателем качества. К основным показателям качества
транспортных машин относятся показатели надежности (безотказность,
долговечность, ремонтопригодность), эргономические, эстетические,
технологичности, транспортабельности,, стандартизации и унификации, экологические
и безопасности.
Одним из основных показателей качества
транспортных машин или транспортных систем является надежность —
способность машины (системы) выполнять заданные функции, сохраняя свои
эксплуатационные показатели в течение требуемого промежутка времени. Надежность
определяется безотказностью работы, долговечностью и ремонтопригодностью.
Безотказность
— способность транспортной машины
непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторой наработки
(продолжительности работы) без вынужденных перерывов. Событие, вызывающее
нарушение работоспособности, называется отказом.
Показателями безотказности являются вероятность безотказной работы и
интенсивность отказов. Интенсивность отказов
где Тот
— наработка на отказ, определяющая среднее значение наработки машины между
отказами, ч.
где t — время
работы машины, ч; п — число
отказов за это .время.
При последовательной установке машин в
транспортной цепи интенсивность отказов системы равна сумме отказов каждой
машины данной системы. Надежность системы с параллельным расположением
транспортных машин выше надежности системы с последовательным расположением
машин.
Долговечность — свойство транспортной машины сохранять работоспособность
до наступления предельного состояния при установленной системе технического
обслуживания и ремонтов. К показателям долговечности относятся срок службы
между капитальными ремонтами и срок службы до списания машины.
Ремонтопригодность — свойство транспортной машины, заключающееся в приспособленности
ее к предупреждению и обнаружению причин повреждения и их устранению путем проведения
ремонтов и технического обслуживания. Ремонтопригодность характеризуется
средней продолжительностью восстановления отказа Tвос (времени
ликвидации неисправности) или коэффициентом ремонтопригодности.
Комплексным показателем надежности является коэффициент готовности Кг,
характеризующий безотказность и ремонтопригодность машины,
При последовательном соединении машин в
транспортной системе коэффициент готовности системы равен произведению
коэффициентов готовности каждой машины, следовательно, с увеличением числа
машин надежность системы снижается. Коэффициент готовности влияет на показатели
эксплуатационной производительности транспортных машин.
Транспортные комплексы рудных шахт с учетом их
надежности можно разделить на основные группы:
-
с параллельным
соединением элементов транспортной системы, когда при отказе одного элемента
другие продолжают работать (например, комплексы, в которые входят локомотивный
или автомобильный транспорт);
-
с последовательным
соединением транспортных машин (например, конвейерная линия, состоящая из
нескольких конвейеров), когда отказ одного элемента транспортной системы ведет
к прекращению работы комплекса;
-
с последовательным
соединением элементов и промежуточным бункером, когда при отказе и последующем
восстановлении одного элемента другие могут работать или простаивать в
зависимости от степени заполнения промежуточного бункера;
-
со смешанным
соединением элементов, которые образуют группы с последовательным или
параллельным соединением машин (например, вибрационный питатель, подающий руду
на конвейерную линию с последующей перегрузкой руды через рудоспуск в вагонетки
электровозного транспорта). В этом случае коэффициент готовности определяют для
групп элементов, составляющих комплекс машин, причем каждую группу принимают за
самостоятельный комплекс машин с последовательным или параллельным соединением
элементов.
Эргономические показатели характеризуют взаимосвязь «человек—машина» и
учитывают комплекс гигиенических, антропологических, физиологических и
психологических свойств человека, проявляющихся в производственных процессах.
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность,
рациональность формы и другие факторы (например, колорит красок, тщательность
отделки поверхности, выполнения сочленений и округлений и т. д.).
Технологические показатели характеризуют оптимальное распределение затрат
материалов, средств труда и времени, затраченных при подготовке машины к производству,
ее изготовлении и эксплуатации.
Показатели транспортабельности характеризуют
приспособленность машины к доставке, например, от завода-изготовителя до шахты
и с поверхности шахты до места ее работы в подземных условиях.
Показатели стандартизации и унификации
характеризуют насыщенность машины стандартными и унифицированными
(единообразными) частями, узлами и целыми агрегатами, что позволяет
комплектовать машины различного назначения из однотипных частей и агрегатов,
повысить надежность машины, снизить трудоемкость ее изготовления и стоимость
ремонта.
Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на
окружающую среду при эксплуатации машины (например, концентрация вредных
примесей в отработавших тазах, выделяемых в атмосферу при работе дизельных
двигателей).
Показатели безопасности характеризуют
особенности машины, обусловливающие при ее использовании безопасность
обслуживающего персонала*.
По приведенным выше показателям качества машины
определяется ее уровень качества, т. е. относительная характеристика,
основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей
совокупностью базовых показателей. Базовый показатель качества машины обладает
наиболее высокими достигнутыми параметрами и принимается за исходный при сравнительных
оценках качества. Уровень качества, характеризуемый совокупностью базовых
показателей, в которую входят технические и экономические показатели,
называется технико-экономическим уровнем качества машины.
От успешного решения проблемы повышения
качества транспортных машин зависит дальнейшее развитие комплексной механизации
и автоматизации производственных процессов на рудных шахтах и карьерах.
* Конструктивные особенности машин рудничного транспорта и
комплекс мероприятий, обеспечивающих безопасность обслуживающего персонала,
подробно рассматриваются в соответствующих разделах учебника.
|
Категория: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РУДНИЧНОМ ТРАНСПОРТЕ
|
Просмотров: 1666 | Загрузок: 142
| Комментарии: 2
| Рейтинг: 0.0/0 |
|